ПЛУТАРХ

ПЛУТАРХ
древнегреческий философ, биограф, моралист. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии (известном по знаменитой битве 338 г. до н. э.). В молодости в Афинах изучал математику, риторику…

Подробнее о личности

Всего высказываний: 133

Оцененных высказываний: 67

Общий рейтинг автора: 8.0761

Афоризмы

Первыми предатели продают себя самих.

Рейтинг: 9.6667 • подробно об афоризме

Что родилось раньше, курица или яйцо?

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Государственный муж обязан считать предпочтительнее поражение от сограждан, нежели победу ценой насилия и урона для городских установлений.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Не следует (...), наказывая, упиваться этим как местью, а наказав – раскаиваться; первое по-зверски, второе – по-женски.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Кто недоволен местом за столом, тот обижает не столько хозяина, сколько соседа, и врагами ему делаются оба.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Пение, смех и пляска свойственны умеренно выпившему; а болтать, о чем не следовало, – признак перепившего и пьяницы.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Дети любят в рассказываемом им некоторую загадочность, а из игр предпочитают такие, которые содержат в себе нечто сложное и трудное.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Знаки доверия порождают обратное доверие и проявления любви – такую же любовь.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Есть люди, которые оттого, что не имеют, чем им заняться всерьез, бросаются в общественные дела, превращая их в некий род препровождения времени.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Если одна нога закована в колодку, то не надо просовывать в колодку и голову.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Умение повелевать и умение повиноваться связаны между собою. (...) При демократическом устройстве человек недолгое время приказывает, но всю остальную жизнь слушается.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Глупые речи превращают захмелевшего в пьяного.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Говорить учимся мы у людей, молчать – у богов.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Если дружишь с хромым, сам начинаешь прихрамывать.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

В слабых душах возможность причинить боль ведет к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные – здоровых, старые – молодых, бедствующие – благополучных.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Взаимное послушание и благожелательство, достигнутое без предварительной борьбы, есть проявление бездеятельности и робости и несправедливо носит имя единомыслия.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Славное отличается от позорного более всего надлежащей мерой.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Следовало бы сказать народу: «Один и тот же человек не может быть у вас вместе и правителем и прислужником».

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Добровольная смерть должна быть не бегством от деяний, но – деянием. Позорно и жить только для себя, и умереть ради себя одного.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Как всегда бывает с людьми, лишенными разума, ему (египетскому царю Птолемею) стало казаться, что самое безопасное – бояться всех и не доверять никому.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает страха.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Всем людям свойственно, потерпев крушение, вспоминать о требованиях долга и чести.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Бессмертия, чуждого нашей природе, и могущества, зависящего большей частью от удачи, мы жаждем и домогаемся, а нравственное совершенство – единственное из божественных благ, доступных нам, – ставим на последнее место.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Поистине подобает полководцу иметь чистые руки.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Полководец должен чаще смотреть назад, чем вперед.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.

Рейтинг: 8.667 • подробно об афоризме

Поэзии нет дела до правды.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Тело есть орудие души, а душа орудие бога.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Больше всего толпа почитает тех, перед кем испытывает страх.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Жизнь есть последовательность человеческих дел, большая часть которых имеет предметом добывание и приготовление пищи.

Рейтинг: 8.333 • подробно об афоризме

Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Старческой природе самой по себе присущи явные признаки опьянения: дрожание членов, косноязычие, излишняя болтливость, раздражительность, забывчивость, рассеянность. (...) Нет ничего более похожего на старика, чем пьяный молодой человек.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

[Некий римлянин], пообедав в одиночестве, (...) сказал: «Сегодня я поел, но не пообедал».

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою и приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными. Даже Кирке [Цирцее] никакой не было пользы от заколдованных ею, и не знала она, что с ними делать, превращенными в ослов и свиней, зато в Одиссея, который оставался в здравом уме и держался с нею осмотрительно, влюбилась до беспамятства.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Беременных женщин подчас тянет поесть камней, а страдающие морской болезнью требуют соленой воды или еще чего-нибудь в этом роде – а чуть позже взятое в рот выплюнуто и смотреть на него не хочется. Вот так и народ по легкомыслию, или по надменности, или по недостатку в более достойных вождях может прибегнуть к услугам кого попало, но не перестает выказывать им презрение и отвращение и всегда рад услышать насмешки над ними.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Пословица говорит, что волка за уши не удержишь, но граждан и государство только за уши и следует вести, не подражая тем, кто, по невежеству и неспособности в искусстве слова, прибегает к приемам пошлым и низменным, обращается вместо слуха к утробам и кошелькам.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Непристойные речи (политика) позорят больше того, кем, чем того, про кого они говорятся.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Ни на одну из трехсот статуй (тирана) Деметрия Фалерского не успела съесть ни ржавчина, ни грязь, потому что все они были уничтожены еще при его жизни.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Если осел тебя лягнул, не отвечай ему тем же.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Семирамида, будучи женщиной, снаряжала походы, вооружала войска, строила Вавилон, покоряла эфиопов и арабов, переплывала Красное море, а Сарданапал, родившись мужчиной, ткал порфиру, восседая дома среди наложниц; а по смерти ему поставили каменный памятник, который изображал его пляшущим на варварский лад и прищелкивающим пальцами у себя над головой, с такой надписью: «Ешь, пей, служи Афродите: все остальное ничто».

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Иные, спасаясь от суеверия, впадают в упорное, неизлечимое безбожие, проскочив мимо лежащего посередине благочестия.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Афродита печется не о плотском соитии, и Дионис не о винном похмелье.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Бог – это общий отец всех людей, но (...) особо приближает к себе лучших из них.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Кого больше – живых или мертвых? – (...) Живых, так как мертвых уже нет. Какое из животных самое хитрое? – (...) То животное, которое человек до сих пор не узнал. Что было раньше – день или ночь? – (...) День был на один день раньше. Что сильнее – жизнь или смерть? – (...) Жизнь сильнее, раз она способна переносить столь великие невзгоды.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Не только среди животных бывают такие, что прекрасно видят в потемках, но днем слепнут (...), – точно так же встречаются люди, красноречие и ум которых при сиянии солнца и зычных криках глашатая пропадают, но если дело вершится втихомолку и украдкой, способности их вновь обнаруживаются в полном блеске.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Нет ничего постыдного в том, чтобы бежать от гибели, если только не стараешься спасти жизнь бесчестными средствами, равно как нет и ничего хорошего в том, чтобы спокойно встретить смерть, если это сочетается с презрением к жизни. Вот почему Гомер самых неустрашимых и воинственных мужей выводит в бой хорошо и надежно вооруженными, а греческие законодатели карают того, кто бросит свой щит, а не меч или копье, желая этим указать, что каждому (а главе государства или войска – в особенности) надлежит раньше подумать о том, как избежать гибели самому, нежели о том, как погубить врага.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Самое приятное в мореплавании – близость берега, а в сухопутном хождении – близость моря.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Нам приятно, когда нас спрашивают о том, о чем мы склонны рассказать и без чьей-либо просьбы.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Многие цари и властители, которым недостает ума, подражают неумелым ваятелям: как те воображают, будто их колоссы будут казаться исполненными величия и мощи, если они их изваяют с широко расставленными ногами, напряженными мышцами и разверзнутым ртом, так и они думают посредством сурового голоса, мрачного взгляда, грубого обращения, нелюдимого поведения придать достоинство и значительность своей власти.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Эллинам, служившим в войске у Кира, военачальники приказали встречать врага молча, если он нападет с криком, и, наоборот, бросаться на него с криками, если враг молчит. Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Спеши развить и украсить собственный характер, затем что тебе предстоит жить, словно в театре, на глазах у зрителей.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

В Лакедемоне, когда некий человек дурных нравов внес однажды дельное предложение, народ его отверг, а эфоры велели одному из старейшин, выбранному для этого по жребию, повторить предложение от своего лица, как бы перенеся его из нечистого сосуда в чистый и тем сделав приемлемым для сограждан. Такую силу имеет в государственных делах доверие или недоверие к личной порядочности деятеля.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на окрадывание могил.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Говорят греки, что истина – в вине.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Народ в некоторых случаях с удовольствием использует опытных, сильных в красноречии и рассудительных людей, однако всегда с подозрением и страхом относится к их таланту, старается унизить их славу и гордость.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Человеческий ум не имеет границ в своей слабости, не умеет владеть собою, но погрязает то в пустом суеверии, то в неверии, то в пренебрежении к богам; опасно слепо верить, так же как и быть слишком недоверчивым. Самое лучшее – осторожность и умеренность. Хотя ум человеческий стремится к добру, но природа человеческая не совершенна и не может создать абсолютно добродетельного характера.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Старики скорее подвергаются опьянению, чем молодые, впечатлительные – скорее, чем спокойные, грустные и озабоченные – скорее, чем беззаботные и веселые.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

В начале обеда гостям бывает тесно, а позднее – просторно.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Придворные льстецы (...), словно птицеловы, подражают голосам и перенимают повадки тех, на кого охотятся.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Говорят, что погубил народ тот, кто первым его подкупил; (...) толпа теряет свою силу, когда ставит себя в зависимость от подачек. Но подкупающим стоит поразмыслить над тем, что себя они тоже губят, когда тщатся ценой великих затрат приобрести продажную славу и этим делают толпу уверенной и дерзкой, ибо ей кажется, что в ее власти что угодно дать и что угодно взять.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Начальником пьющих должен быть надежнейший из пьющих. А таковым он будет, если и опьянению нелегко поддается, и не лишен вкуса к выпивке.

Рейтинг: 5 • подробно об афоризме

Среди полководцев самыми воинственными, самыми хитроумными и решительными были одноглазые, а именно Филипп (Македонский), Антигон, Ганнибал.

Рейтинг: 3 • подробно об афоризме

Совместная выпивка помогает лучше узнать друг друга. (...) Вино показывает каждого таким, каков он есть.

Рейтинг: 1 • подробно об афоризме

С народом (...) надо обращаться как с влюбленным, держась от него подальше и заставляя тосковать о своем отсутствии.

Рейтинг: 1 • подробно об афоризме

Настоящий полководец должен умереть от старости или, по крайней мере, под старость.

Рейтинг: 1 • подробно об афоризме

Подшучиванье иной раз сильнее задевает, чем брань. (...) Кто попрекает человека, назвав его торговцем соленой рыбой, тот попросту выразит пренебрежение к его ремеслу; а кто скажет: «Знаем, что ты локтем нос утираешь», – добавит к этому издевку. (...) Острота насмешки сообщает длительность ее действию, как зазубрина на стреле, и чем больше она забавляет окружающих, тем больше уязвляет того, против кого направлена: восхищаясь сказанным, слушатели как бы присоединяются к содержащемуся в нем поношению. (...) Всякий насмешник как бы косвенно призывает окружающих сочувственно присоединиться к содержащемуся в его словах уязвлению.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Едва ли кому можно доставить так много удовольствия похвалами, но так мало огорчения насмешками. Начальников своих они заставляют трепетать, а врагам являют милость.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Попроще надо шить хламиду (...) и не возлагать непомерно горделивых украшений на свой венок, видя римский сапог над головой. Подражай лучше актерам, которые влагают в представление свою страсть, свой характер, свое достоинство, но не забывают прислушиваться к подсказчику, чтобы не выйти из меры и границ свободы, данной им руководителем игр. Если ты собьешься, тебя ждет не свист, не смех, не пощелкиванье языком; многих уже постиг «Топор-головосек, судья безжалостный».

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Благороднейшее и полезнейшее искусство – повиноваться тому, кто над тобой законно поставлен, даже если ему по случайности недостает могущества и славы. Принято же на сцене, чтобы актер для первых ролей, будь то хоть сам Феодор или Пол, представал перед исполнителем третьих ролей как служитель и почтительно к нему обращался, если у того венец и скипетр.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Болтуны никого не слышат, ибо сами говорят беспрерывно.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Два главнейших и величайших [блага] – слушать и быть выслушану. Ни того ни другого не дано болтунам, и даже в самой страсти своей терпят они неудачу. (...) Они жаждут слушателей, но не находят их, напротив: всякий от болтуна бежит без оглядки.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Слово, доколе известно одному человеку, действительно остается тайным, а перейдя ко второму, становится достоянием молвы.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Брат – это друг, дарованный нам природой.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Признак недоброжелательного характера историка – стремление из двух или многих версий рассказа всегда отдавать предпочтение той, которая изображает исторического деятеля в более мрачном свете.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Метко ответил некий египтянин на вопрос, зачем он обернул свою ношу со всех сторон: «Чтобы не знали зачем!»

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Злословие непременно сопутствует любопытству.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Все опасаются любопытного и прячутся от него. (...) Так что часто открытое слуху и зрению всех других укрыто только от любопытных глаз и ушей.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Должен сказать себе всякий, кого гнев побуждает к возмездию: «Если он провинился сегодня, то останется провинившимся и завтра, и послезавтра». Опасаться надо не того, что он будет наказан с опозданием, а того, что, наказанный немедленно, он навсегда окажется наказанным незаслуженно, как это уже нередко случалось. Кто из нас так жесток, чтобы на пятый или десятый день подвергать раба побоям за то, что он пережарил блюдо, или опрокинул стол, или был медлителен, выполняя приказание?

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Таково приносимое богатством благополучие: без зрителей и свидетелей оно превращается в ничто.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

(Александру) некоторые ставят в упрек чрезмерную склонность к вину, но в своей деятельности он оставался трезвым, и его не опьяняла власть, вкусив которой другие не могут совладать с собой самими.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Безбожие – это нечувствительность к божеству и незнание блага, а суеверие – чрезмерная чувствительность, которая в благе видит только зло.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Ты утверждаешь, что отрицающий богов кощунствует? Но разве не в большее кощунство впадает тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные? Да я предпочел бы, чтобы люди говорили, что Плутарха вовсе нет и никогда не было, чем говорили бы, что Плутарх человек непостоянный, легкомысленный, раздражительный и вспыльчивый, мелочно мстительный, злопамятный – словом, такой, что если обойдешь его приглашением на обед, если за недостатком времени не явишься к нему в гости или не заговоришь с ним при встрече, то он тебя начнет со света сживать: или поймает и забьет до смерти твоего раба, или выпустит тебе на поля скотину и потравит весь твой урожай.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Безбожник всего лишь полагает, что богов нет, а суеверный страстно желает, чтобы их не было, и верит он в них против воли, потому что боится не верить. (...) Суеверный по своим наклонностям – тот же безбожник, только ему не хватает смелости думать о богах то, что он хочет.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Один римлянин по имени Габба угощал как-то обедом Мецената. Заметив, что тот обменивается знаками внимания с его женой, он потихоньку склонил голову, как будто уснув. Но когда кто-то из рабов, подбежав из другой комнаты, попытался унести вино, Габба, отбросив позу спящего, воскликнул: «Мошенник, разве ты не видишь, что я сплю только для одного Мецената?»

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Солон показал себя мудрым законодателем в вопросах брака, предписав сближаться с женами не реже чем трижды в месяц, не ради наслаждения, а с тем, чтобы, обновляя брак, освободить его от набирающихся при всей взаимной благожелательности в повседневной жизни разногласий – наподобие того, как государства время от времени возобновляют свои дружественные договоры.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

В браке большее благо любить, чем быть любимым.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Мальчишка бросил камнем в собаку, а попал в мачеху и промолвил: «И то неплохо».

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Власть многим нехороша, а хороша только одним – честью и славою, да и то лишь, если это власть лучшего над хорошими и величайшего над великими. А кто думает не о достоинстве, а только о своей безопасности, тот пускай пасет овец, лошадей и коров, а не людей.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Сибариты, говорят, рассылали своим женщинам приглашения за год, чтобы им достало времени принарядиться для пира.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

С кем приходится плыть на корабле или служить на войне, тех мы поневоле терпим и на борту и в шатре; но в застолье сходиться с кем попало не позволит себе никакой разумный человек.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

(Хороший правитель) добьется, чтобы подданные боялись не его, а за него.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

В том государстве лучше всего правление, (...) где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Лучший дом тот, (...) в котором у хозяина меньше всего дела.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Задающий мудреные вопросы неизбежно получит мудреные ответы.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Главная причина кровожадности тиранов – это трусость, тогда как источник доброжелательства и спокойствия – отвага, чуждая подозрительности. Вот и среди животных хуже всего поддаются приручению робкие и трусливые, а благородные – смелы и потому доверчивы и не бегут от человеческой ласки.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Хиосец Феодот (...) [предложил] принять Помпея, а затем его умертвить. (...) Дескать, мертвец не укусит.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Мудрость (...) отнюдь не хвалит невинности, кичащейся неведением зла, но считает ее признаком незнания того, что обязан знать всякий человек, желающий жить достойно.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Великие натуры могут таить в себе и великие пороки, и великие доблести.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Народ часто ненавидит именно тех, кому воздает почести и кто с ненасытимой алчностью и спесью принимает их от недоброхотных даятелей.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Дело не только в том, что вместо красоты и добра они (безнравственные цари) гонятся за одной лишь роскошью и наслаждениями, но и в том, что даже наслаждаться и роскошествовать по-настоящему они не умеют.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Я живу в маленьком городке и, чтобы он не сделался еще меньше, охотно в нем остаюсь.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше многих и пространных периодов.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Я (...) полагаю свойством (...) созданной для государственных дел души (...) хранить свое достоинство куда тщательнее, нежели актеры, которые играют царей (...) и которых мы видим на театре плачущими или же смеющимися не тогда, когда им хочется, но когда этого требует действие или роль.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Учитель гимнастики Гиппомах, по его словам, издали узнавал своих учеников (...), даже если видел только одно – как человек несет с рынка мясо.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Законом установлено, что мстить обидчику справедливее, чем наносить обиду первым, но по природе вещей и то и другое – следствие одной и той же слабости.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Дети способные легче припоминают услышанное однажды, но у тех, кто воспринимает слова учителя с усилием, с напряжением, память более цепкая: все, что они выучат, словно выжженное огнем, запечатлевается в душе.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Народ (...) боится презирающих его и возвышает боящихся. Ведь для простого народа величайшая честь, если люди высокопоставленные им не пренебрегают.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, – не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Трудно путем исследования найти истину, когда позднейшим поколениям предшествующее время заслоняет познание событий, а история, современная событиям и лицам, вредит истине, искажая ее, с одной стороны, из зависти и недоброжелательства, с другой – из угодливости и лести.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Хорошее искусство – то, которое современникам кажется старинным, а потомкам – новым.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Поскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, не приходится (...) удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события. (...) Если (...) события сплетаются из ограниченного числа подобных частиц, то неминуемо должны по многу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Лучше жить ничтожнейшим гражданином Рима, чем, покинув родину, быть провозглашенным владыкой всего остального мира.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Душе человека (...) от природы присуща потребность любить, (...) [поэтому] к тем, у кого нет предмета любви, закрадывается в душу и там укрепляется что-нибудь постороннее. (...) Посмотришь иногда – человек не в меру сурово рассуждает о браке и рождении детей, а потом он же терзается горем, когда болеют или умирают дети от рабынь или наложниц (...). Даже при смерти собак и лошадей некоторые от печали доходят до такого позорного малодушия, что жизнь становится им не мила.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Законодатель при составлении законов должен иметь в виду то, что возможно для человека, если он хочет наказывать малое число виновных с пользой, а не многих – без пользы.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Солон приноравливал законы к окружающим обстоятельствам, а не обстоятельства к законам.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всем меру.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Полновластье делает явными глубоко спрятанные пороки.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Всего больше изумления вызывала она (Корнелия) , когда без печали и слез вспоминала о сыновьях (Тиберии и Гае Гракхах) и отвечала на вопросы об их делах и их гибели, словно бы повествуя о событиях седой старины. Некоторые даже думали, будто от старости или невыносимых страданий она лишилась рассудка и сделалась бесчувственною к несчастиям, но сами они бесчувственны, эти люди, которым невдомек, как много значат в борьбе со скорбью природные качества, хорошее происхождение и воспитание: они не знают и не видят, что, пока доблесть старается оградить себя от бедствий, судьба нередко одерживает над нею верх, но отнять у доблести силу разумно переносить свое поражение она не может.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Прибегать к железу без крайней необходимости не подобает ни врачу, ни государственному мужу – это свидетельствует об их невежестве, а во втором случае к невежеству надо присоединить еще несправедливость и жестокость.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

После гибели Антигона, когда его убийцы стали притеснять и мучить народ, один фригийский крестьянин, копавший землю, на вопрос, что он делает, с горьким вздохом ответил: «Ищу Антигона», – подобные слова могли бы сказать (...) многие, вспоминая (...) умерших царей.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Оружие и законы не уживаются друг с другом.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

«Грек!», «Ученый!» – самые обычные и распространенные среди римской черни бранные слова.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Успех возвышает даже мелкие от природы характеры.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Чувствуя, что (...) его боятся и только ждут удобного случая, чтобы его умертвить, Эвмен сделал вид, что нуждается в деньгах, и занял большие суммы у тех, кто особенно сильно его ненавидел, чтобы эти люди (...) оставили мысли о покушении, спасая таким образом свои деньги. (...) В то время как другие ради собственного спасения дают деньги, он единственный обеспечил себе безопасность тем, что взял деньги в долг.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Пожалуй, тот человек любит войну, кто ставит властолюбие выше собственной безопасности, но великий воин – тот, кто войной приобретает себе безопасность.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

(Эвмен) просил о милосердии врага, которому принадлежало только его тело, и тем самым отдал ему свою душу.

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Или не хороша собой? Или бесплодна?» – выставил вперед ногу, обутую в башмак (...), и сказал: «Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?».

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме

Близкие по духу

Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что пожелают, а я буду делать, что пожелаю. – ФРИДРИХ II Великий

Рейтинг: 9.75 • подробно об афоризме

Все мы что-то делаем для потомства; хотелось бы увидеть, что потомство делает для нас. – АДДИСОН Джозеф

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Лицемер: человек, который убил обоих родителей и просит о снисхождении, ссылаясь на то, что он сирота. – ЛИНКОЛЬН Авраам

Рейтинг: 8.6667 • подробно об афоризме

Для меня один человек – что целый народ, а народ – что один человек. – ДЕМОКРИТ

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избегать ужасов войны. – АЛЕКСАНДР III Александрович

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме